Страницы

понедельник, 19 сентября 2016 г.

Курс Молодого Бойца. Урок 2 Понятие Композиции. Часть 1

Привет, дорогие мои ученицы! Сегодня мы снова встречаемся на уроке. И тема нашего занятия "Понятие композиции".
На самом деле, из личного опыта и наблюдений, можно сделать вывод, что именно композиция в первых работах новичков  "прихрамывает" на одну ногу... а иногда и на обе))
Для меня это тоже было своего рода вершиной, которая никак не хотела покориться моему пониманию. Десятки сайтов и книг для дизайнеров пришлось перечитать и пересмотреть прежде, чем дойти до окончательного осознания этой истины.
И сегодня я постараюсь вам объяснить это более простыми словами.
Есть такие мастера, которые на интуитивном уровне чувствуют где и как нужно расположить элементы, чтоб в итоге работа была приятна глазу зрителя. Иногда смотришь на чужую открытку/страничку, и вывод "Ничего лишнего. Все в тему и на своем месте!". Это означает что композиция правильная, удачная. Но поверьте, этому тоже можно научиться.
Когда я углубилась в изучение скрапбукинга, я поняла, что это тоже "специальность". Такая же как инженер или строитель. И тут тоже нужно изучать, запоминать и применять на практике.
Композиция является одним из китов удачной работы. Именно благодаря правильному расположению всех элементов, мастеру удается показать целостность работы, и донести саму идею своего шедевра. Если композиция составлена верно, то вы без лишних слов и описаний сможете увидеть и понять что же все-таки хотел донести автор.
Только на практике вы сможете закрепить все полученные знания по этому уроку. Пусть не с первой же работой, пусть со второй. Но зная эти правила, и понимая их, вы сможете так же провести анализ ошибок своих предыдущих работ.
Так как мы учимся на формате открыток, давайте их и будем разбирать потихоньку. На страничках вам будет проще. Так как основной ритм задает фотография. В открытках же это Тема. Сейчас поймете)
Для начала рассмотрим открыточку подробнее и разделим на составляющие.
Основа. Чаще всего белого или светлого цвета (иногда и темного). Возьмем белый за универсальный пример. Для основы можно взять бумагу для акварели, бумагу для пастели, кардсток, или любую плотную(!) бумагу.
В зависимости от стиля и вообще задумки автора, но в большинстве случаев, после основы ложится скрапбумага или опять же кардсток. Тут она играет роль "основы" всей композиции. Фоном работы. Дальше нам нужно взять картинку, которая будет являться главным элементом, а к ней уже подобрать декор. Соответствующий декор.
Например, если вы возьмете картинку с изображением брутального мужчины, то для декора вам потребуется что-то на эту же тему. Цепи, шестеренки, их изображения, какие-то "мужские" элементы. Вы никогда не добавите к подобному изображению каких-либо уточек-зайчиков с розовыми шариками. Понимаете?
В открытке главным элементом может так же выступать и цветочная композиция. Такой вариант часто встречается в открытках женщинам и девушкам.
Обобщим - в страничке главный элемент это фото, а в открытке эту роль на себя берет картинка либо Заголовок.
Не считая стиля КАС, свой главный элемент нужно выделить подложками или подложкой. Именно эта деталь должна подчеркнуть ваше изображение. Подложки - это кусочки бумаги, которые соответствуют общему стилю работы, и которые выполняют роль "рамочки" вокруг фото/картинки. Подложки могут быть НЕ только из бумаги. Но об этом мы поговорим позже. У каждого стиля свои правила.
Декор. Он разнообразен. И зависит от задумки автора, темы и идеи работы, и еще многих других факторов. Это могут быть и цветочки, и чипборды, и вырубка и высечки, брадсы, ленты и много-много всего остального.
Если ваша композиция построена правильно, то зрительский взгляд будет смотреть на работу "целостно". Не будет метаться от цветочка к бусинке или от картинки к брадсу.
Давайте рассмотрим правила композиции по порядку и чуть подробнее.
Первое правило композиции - ее целостность.
Это самый важный признак гармоничной работы. Ваша картинка (или что является главным элементом) должна сочетаться с декором по теме, стилю и цвету. Помните розовых зайчиков с брутальным мужчиной? Вот я об этом сейчас)
Как примеры для критики я буду брать свои первые работы. И на их примере показывать все совершенные мной ошибки.


Каждая моя новая работа была лучше предыдущей, и казалась мне шедевром. Но спустя несколько дней я понимала на сколько она ужасна)))
Так вот. Открытка. Главный элемент по идее картинка с девушкой. Я не могу вам объяснить зачем я добавила еще композицию из цветов-ягод-ленты.... Видимо мне казалось, что это подчеркнет картинку. На самом деле этот "букет" не вписывается ни по стилю, ни по палитре, ни по теме. Вообще никак. Картинка не вписывается в основу и подложки, букет не вписывает ни по теме ни по палитре.....И надпись - заголовок - вообще не ясно к чему. А полужемчуг...голубой... И салфетка.... В общем, мрак полный. И кстати, это не самая худшая моя работа новичка)))

А вот еще шедевр. Я  долго еще удивлялась, почему эту открытку не выбрали в ТОП...


Раскритикую кратенько. При чем тут сухоцветы? Зачем было лепить полимерную розу на бумажные цветы? И к чему красные квадратики-пайетки??? Вообще сейчас мне это не понятно. И даже смешно))) Но это мои работы, мой опыт, и от этого никуда не денешься.
Глядя на эти примеры, нельзя сказать, что моя композиция удалась. Она вообще никак не удалась. Ни по одному пункту. Ни разу))) Как там говорят... - Хотела творила, а хотела - вытворяла... Вот как раз варианты "вытворяла"...
Не думайте, что ваш зритель не заметит ваших "грехов". Если вы решите принебречь хоть одной составляющей правильной композиции, то в итоге именно это первое бросится в глаза и испортит общее впечатление. Если вам удастся все элементы работы привести к общему смыслу, стилю и цвету - считайте, что композицию вы освоили. На самом деле это не сложно. Просто не пихайте все что захотелось. Отберите декор исключительно по этим трем составляющим - и половина работы уже сделана. Не забываем так же про палитру. Оттенки тоже должны сочетаться между собой. (Об этом мы поговорим в новых уроках)

Правило Второе. Главный элемент.
Чуть выше мы о нем немного говорили. Теперь рассмотрим подробнее.
В каждой вашей работе должен присутствовать смысловой центр. Это та деталь, которая должна донести саму идею вашей открытки. В страничках - это фотография, и вокруг нее строится композиция. В открытках это картинка - как я уже говорила выше - вокруг которой и будет выстраиваться весь остальной декор и заголовок.
Но это еще не все. Так же в вашей работе должны присутствовать и композиционный центр, и смысловой, и геометрический. Не бойтесь) сложно только на первый взгляд. Мы разберем сейчас все подробнее.
Композиционный центр берет на себя роль вашего гида по работе. И его цель удержать внимание зрителя исключительно внутри вашего творения, не выпуская его за границы.

 Приведу в пример две свои немного не удавшиеся работы. Только сейчас мне это понятно)
 Ну с этой и так все ясно. Взгляд блуждает от картинки к букету, от бусинки к салфетке, потом плавно переходит на рассматривание обоев.....  Потом привлекает внимание темная подложка с нотами.... мрак...

И вот еще открытка. На первый взгляд даже ничего так... А теперь давайте присмотримся.
Мой взгляд раздваивается между цветами и бабочкой. Они спорят между собой. Один из них должен быть главнее... Забегая на перед - хромает геометрический центр в этой работе. Странно сложенный фатин и .... (!!!)Синтетическое кружево! Блестит и выбивается из открытки)))


Плавно переходим к геометрическому центру. Если провести две диагонали из углов - то середина будет геометрическим центром. Такая композиция считается самой распространенной и простой. Но ведь мы же не ищем легких путей)
А теперь надо вспомнить про Правило золотого сечения.
Все его боятся и не до конца понимают. А зря. Это как раз то, чем пренебрегать не нужно.
Если вы зрительно разделите свою работу на такие участки, то "центры" вашей открытки должны совпасть с выделенными точками пересечения линий. Объясню почему. Так уж заложено природой, что человеческий взгляд в первую очередь обращает внимание именно на эти точки. И если выши главные элементы, композиционный центр или смысловой центр, будут расположены именно в этих точках - то ваша работа будет намного интереснее и гармоничнее выглядеть.


Вот как вариант. Сама работа не самая лучшая, но здесь мои центры расположены как раз по нужным точкам. Главный элемент - большой цветок, является композиционным центром. Второй композиционный центр у меня поменьше) и это маленькие розочки внизу тега.

Посмотрите на свои работы по-новому. Вы заметите эту разницу.
Есть еще несколько "правил", которые достаточно часто нарушают новички в своих первых работах.
Его еще называют Правило трех.
Любая ваша работа будет смотреться намного гармоничнее, если в ней будет не более трех основных элементов.
Например Здесь у меня Композиционный центр это цветочная композиция и рамочка. Смысловой центр - Надпись. Композиция вертикальная. Основные элементы расположены ближе к левой нижней точке по золотому сечению. Видите?
И кстати, не фотографируйте так же... Не очень удобно смотреть такие фотографии работ. Шея затекает)



Следующее правило, это Правило устойчивости.
На примере этой открытки рассмотрим это правило.
Вот как раз на фото я держу ее на весу. Какое складывается ощущение? Что она вот-вот завалится на левую сторону. И ее хочется поддержать. Я конечно попыталась интуитивно уравновесить ее с противоположной стороны - но Надпись слишком мала, чтоб быть противовесом.

Еще одно правило, нарушение которого достаточно часто можно увидеть в работах начинающих мастеров, это Не Перегружай Меня!
Я не знаю почему, но этим страдают практически каждый первый начинающий скрапер. И я тоже прошла этот этап. Я не знаю почему, но в работу хочется впихнуть чуть ли не все имеющиеся материалы, декор, и вообще все что попадет под руку. В Одной открытке хочется попробовать сразу все техники и приемы. Но с этим нужно бороться. Прямо изо всех сил бороться.
Вот пример. Тут и кляксинг, и скотч, и полужемчуг, и бабочка, и бантик даже есть....из атласной ленты))) А теперь посмотрите на эту открытку немного по-другому. Давайте уберем оттуда бантик, бабочку, полужемчуг и скотч. Оставим только кляксы и надпись (которую надо было бы сделать чуть крупнее и чернее). У нас что-то похоже на КАС получится.
Вариант 2. Уберем бантик, бабочку, полужемчуг и кляксы. Оставим скотч и надпись. И тоже получается КАС. Видите на сколько эта открытка перегружена, если все эти детали оставить? Не делайте так)
Ваша работа все равно должна иметь свободное место. Она должна дышать.


Не, ну с этой все понятно)))) правда ведь?)


Следующее на очереди, это Правило прямых линий. Да да... Это наблюдается у всех новичков). Я не могу объяснить почему так, но "крутят" детали в работе все.
А теперь внимание! Моя самая первая открытка будет показана на весь скрапомир!


О боги! Да, это сделала я)) А как я радовалась! А как хвасталась! ууууу..... и да, я ее продала аж за 30 грн. даааааа...я коммерсант)))
Поняли, да? Не знаешь как расположить - расположи ровно(!). Горизонтально, вертикально или по диагонали. Главное ровно. Чтоб вашему зрителю не пришлось крутить головой во все направления, дабы рассмотреть все элементы.

Далее переходим к Дублированию.
Каждый ваш элемент в работе просто обязан иметь себе пару. Оттенки должны повторяться, Принты - дублироваться. Размеры элементов могут быть разные, но форма одинаковая. Понимаете?
Пример ниже. Оттенки дублируются. Полоски-точки тоже имеют пару. Что-то на принте бумаги, что-то сделано другим способом. Но они все дублируются. 


Кстати говоря, если вы все еще боитесь построить композицию самостоятельно, то многим мастерам в этом вопросе помогают скетчи. В дальнейших уроках мы рассмотрим это намного подробнее, но если вы умеете пользоваться этой "подсказкой", то это очень хорошо.

Чтоб вам не слишком забивать голову, этот урок я разбила на 2 части. Вторая часть выйдет в ближайшие дни. Но домашнее задание будет по первой из них. 

Итак, ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Вы должны сделать работу по правилам золотого сечения. Выбрать Две любые точки и там расположить два центра. Остальными рассмотренными правилами НЕ надо пренебрегать.   Обязательно сделайте описание к своей работе, и разберите ее согласно правилам, которые мы рассмотрели в этом уроке. Например : В открытке я выбрала "такие-то" две точки. Верхняя является композиционным центром, а нижняя смысловым. И так далее...

ПЛЮС - в вашем посте прошу показать несколько ваших работ (1-3), и вашу критику по этим работам. Как это делала я со своими. 
На выполнение этого задания у вас так же 2 недели. В линки добавляйте ссылки на ваши посты с домашним заданием. 
И, еще хотела уточнить. Я не заставляю вас выполнять домашние задания в обязательном порядке. Вы добавляете свою ссылку в линки только в том случае, если хотите получить от меня ответное мнение. Но те, кто отметится в каждом уроке, будет иметь возможность бороться за главный приз по окончанию курса. Так же, напоминаю, что в дальнейшем, по итогам домашних заданий, кто будет отмечен в линках, будет участвовать в небольших промежуточных розыгрышах. 
И помните, я в вас верю. 
И наш баннер











23 комментария:

  1. Мария, спасибо. А можно вопрос... Как скоро Вы стали эти правила воспринимать уже интуитивно? Мне, как новичку, эти правила тяжеловато даются. В ходе работы частенько ускользает чутье и теория напрочь улетает из головы. Мое лекарство - это практика!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Интуитивно я начала чувствовать композицию только спустя десятка работ. Может дело было в том, что до полного осознания всех правил мне нужно было пройти через практику. Даже сейчас бывают такие работы, когда раскладываю композицию, но в то же время думаю абсолютно о другом, и композиция не складывается. В таких случаях интуитивная раскладка уступает место памяти, и я заново прокручиваю правила в голове. Так что да, без практики в любом случае не обойтись.

      Удалить
    2. Значит и мой праздник не за горами. Спасибо. Пошла сначала разбирать свои работы по правилам, а потом уже и творческую часть Д/З буду делать.

      Удалить
  2. Мария, у меня композиция хромает на две ноги, я даже боюсь приступать к этому домашнему заданию, но сделаю, очень хочется твоей критики.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Все получится))) без паники! неужели мои первые работы "новичковые" не убедили, что возможно ВСЕ! и даже стать мастером)

      Удалить
    2. Убедили))) поэтому своим старанием, надеюсь получим тоже результат)))

      Удалить
    3. конечно! вот уже скоро))))

      Удалить
  3. Очень хороший урок...первых работ у меня нет...я полный новичек...хотя...есть холст..Его описывать? Первый вариант? Постараюсь сделать все по правилам...Еще раз большое спасибо...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. можешь и холст описать)) но мы его разобрали с тобой) думаю, тебе можно просто делать новые работы по правилам.

      Удалить
  4. Мария, а по ДЗ надо сделать именно открытку???

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. учимся мы на открытках. а вы хотели другой объект?

      Удалить
  5. По семейным обстоятельствам начинаю со второго урока и то.. Я сделала сейчас вторую часть задания - разбор 3-х своих открыток. Завтра сделаю первую - новую открытку с использованием узнанной информации. Боюсь, что линки уже закроются. Но если вдруг успею, как правильно поступить - сделать еще одну запись и добавить еще один линк?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. в комментариях оставляйте ссылку на свой пост) не страшно

      Удалить
  6. Юху, встигла я записатися в лінки, але під яким номером)))

    ОтветитьУдалить
  7. А у меня не получается фотографии добавить, пишет что нужно перетащить, перетаскиваю - все зависает. Не знаю что делать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я вижу, что исчезла кнопочка ADD, нажав которую можно было добавлять записи в линки. Раз её нет, видимо прошел срок принятия работ и линки закрыты. Сожалею, но вы уже не сможете добавить сейчас этот урок. Вместе с домашним заданием на следующий можно будет вставить и этот - об этом было написано в статье Марии.

      Удалить
    2. С этим проблем нет.А когда в блоге пишу пост и нужно фото открытки вставить, все зависает и ничего не загружается

      Удалить
    3. Первое, что пришло на ум - проверьте расширение и размер фотографий.

      Удалить
    4. не успеваете в линки - добавьте ссылку на пост в комментарии. Ничего страшного. А с зависанием - ну тут уже просто через какое-то время попробуйте снова.

      Удалить
  8. Наконец-то))) http://guzelek.blogspot.ru/2016/10/21.html

    ОтветитьУдалить
  9. Ура! Я сделала д\з по Уроку 2 - открытку по правилам золотого сечения) Посмотреть можно тут http://scrapvsglad.blogspot.ru/2016/10/2.html Буду рада видеть всех желающих_ Маша, спасибо за подсказку - этот пост уже с заголовком)

    ОтветитьУдалить
  10. Я самый отстающий студент))))) вот мои посты по второму уроку: http://art-veterok.blogspot.com.by/2016/12/2-1.html и http://art-veterok.blogspot.com.by/2017/01/2-2.html . Буду рада комментариям и замечаниям!=)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Прогулялась))) оставила мнение. Надеюсь, полезно будет.

      Удалить